История

В 1995 году группа специалистов авиационно-космического комплекса объединилась и создала предприятие, целью которого было обеспечить выпуск на рынок железнодорожной техники изделий, отвечающих современным требованиям эргономики, экологии и комфорта. Учитывая богатый опыт (в том числе по созданию космического челнока «Буран») в обеспечении необходимых для человека условий, комфортных для работы и отдыха, одними из первых разработок инженеров предприятия стали вагон-лаборатория для Забайкальской железной дороги, обеспечивающая необходимый уровень комфорта для проживания и работы специалистов, и экологически чистый туалетный комплекс «Экотол», который предоставляет возможность пользоваться туалетом в вагоне в течение всего маршрута движения поезда, включая санитарные зоны и остановочные пункты. Эти туалетные комплексы были освоены в производстве, и более 4500 пассажирских вагонов были ими оснащены. Следующим проектом, реализованным предприятием, был вагон-лаборатория для Свердловской железной дороги.

В 1999 году предприятие получило заказ на оборудование мобильного центра ситуационного анализа и управления, который должен обеспечивать оперативное руководство аварийно-восстановительными работами непосредственно на месте возможной крупной аварии при этом обеспечивал бы необходимые бытовые условия для нормального отдыха руководителей высокого ранга. После успешной реализации этого проекта специалисты предприятия решили создать вагон повышенной комфортности для пассажирских перевозок. Первый такой вагон модели 61-4193 был представлен на отраслевой выставке в 2001 году и сразу получил признание посетителей выставки и руководства отрасли. Уже через год вагоны такого класса стали входить в составы фирменных поездов, таких, как «Красная стрела», «Татарстан» и др. С участием зарубежных партнеров предприятием отработаны многоконтурные системы вентиляции и кондиционирования воздуха в пассажирских вагонах с индивидуальным регулированием микроклимата в каждом отдельном помещении, системы напорного водоснабжения, санитарно-гигиенические блоки. Разработаны и внедряются системы автономного энергоснабжения вагонов.

За период своей деятельности предприятие оборудовало 5 вагонов-лабораторий нового поколения с улучшенными бытовыми условиями и новым информационно-вычислительным комплексом для Забайкальской, Свердловской, Южно-Уральской и Московской ж.д., 17 служебно-технических вагонов-салонов, в том числе вагон для высшего руководства страны, несколько вагонов-салонов для различных крупных компаний. Вагоны отличаются современным дизайном, разработанным Центром дизайна транспортной среды. Вагоны изготовлены с применением новых материалов и технологий, с использованием собственных разработок в создании конструкций новых интерьеров, систем водоснабжения, вентиляции и кондиционирования, санитарно-технического оборудования, систем управления электрооборудованием.

В 2005 году реализована программа строительства первого частного пассажирского поезда «Гранд Экспресс» для маршрута Москва — Санкт-Петербург — Москва, состоящего из вагонов повышенной комфортности.

В 2006 году из вагонов, изготовленных НПП «Циркон-Сервис», завершено формирование туристического поезда «Золотой Орел Транс-Сибирский Экспресс».

В 2007 году по заказу ОАО «РЖД» вагонами повышенной комфортности укомплектован поезд «Экспресс» для маршрута Москва — Санкт-Петербург — Москва.

В настоящее время в эксплуатации находятся более 280 вагонов повышенной комфортности, более 30 вагонов представительского класса, более 15 служебно-технических вагонов, эксплуатирующихся на территории РФ и за ее пределами. Силами специалистов предприятия спроектированы стационарные комплексы обслуживания (СКО) поездов с вагонами, оборудованными экологически чистыми туалетными комплексами. Предприятием изготавливается оборудование для оснащения этих комплексов.